• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
17:12 

Ну, вот и закончена моя основная работа этого года - написание струнного квартета. Сегодня с профессором последний раз просмотрели партитуры и расставили еще кое-где необходимые штрихи. Странное чувство: мне кажется, что я написала за этот учебный год очень мало, хотя, конечно, учебный год еще не закончился. Но квартет пойдет на экзамен, поэтому на него я возлагаю большие надежды. Но, до конца не могу дать оценку, насколько сие написанное было удачным.
Хотя, как говорит Сева, оценить свое творчество мы сможем лишь только в старости, оглянувшись назад...

01:20 

Vincent!..

23:11 

Поздравьте меня! Я поступила в консерваторию Варшавы!!!!!!.......
Мне только что прислали письмо о зачислении на третий курс!...

13:53 

[Gorillaz]

Возможно, покажется странно, но Gorillaz я до сих пор с удовольствием слушаю.
Первую песню моей любимой группы я услышала в 2001 году, в середине апреля
(я очень хорошо помню этот солнечный день) и сразу же влюбилась и в чумовую музыку,
и в мультяшный образ.
Что привлекает в этом коллективе, я не могу ответить одной фразой
а-ля "их музыка - это смесь хаус-поп-рок-кибер-рэгги-джаза, и мне, как меломану
(и психопату по своей натуре), просто необходимо не соблюдать границы для своих
ушей...."
Гориллы в моем случае определенно - это часть моего мирровозрения.
Они появились в один из более счастливых эпизодов моей жизни, поэтому я очень
благодарна им за понимание.

www.youtube.com/watch?v=qpDer9wdUEw&feature=Pla...



А этот плакат висел над моей кроватью несколько лет...

00:16 

[You know the place called Alabama...]



Горю от нетерпения услышать мой струнный квартет в исполнении музыкантов
из десятилетки, а также, разобрать новые песни в дуэте...

12:04 

[Приближение креатива?..]

А небо затянуто нотами. Малейшее дуновение ветра - тогда оно
взорвется и обрушится на землю мелкими длительностями...
Только и успевай прятать голову под нотными тетрадями
и отбиваться карандашом от назойливых интервалов.

11:24 

[O, Green World...] или [ Человек в современном мире]












Вот, собственно, чем занимаются студенты отделения композиции на
законном больничном.
"Абсурдизм" уже где-то рядом...

12:06 

Надо же, период полного отрешения от реальности не только
задел за живое мое здоровье и разум, но и разбил все существовавшие
ранее планы, изложенные подробно на нотных листах, и развешенные
над кроватью в старом здании недалеко от загса...
(Да, забавно, я живу прямо рядом с загсом. Мдам-с.)

И постоянные мысли о мечте...

Больше, чем мечта...
В голове плавает все подряд, всплывает наружу и снова тонет, тонет, тонет...

Она. Картина. Которая возможна.

Замок. И множество свечей в прекрасных канделябрах,
музыка ветра, навстречу ей воздушная музыка сердца, легкая и пушистая. Звон
сладких колокольчиков... Шоколад, ужасы нашего городка, и маленькие черные платья...
Узоры на них вышиты изюмом и фисташками... белые, черные, фиолетовые круги...
И голос рассекается об эти могучие стены 13 века...
Полумрак, отголоски и тени напротив, струны рояля...

Я ощущаю это настолько реально, словно все это уже пережила когда-то...

Идея тлеет и готовится.

11:58 

Люди ошибаются. Не смертельно. Но надолго...

Бесчувственные взгляды на силуэт. Уходящий.
Так уходят в никуда миллионы выкуренных сигарет.
Тобою и мною. Они выкурены все, до единой, и
бОльшей связи между существами просто нет.
А эти дымчатые трубки прожили свою жизнь так
же быстро как чьи-то мечты. Некогда единые.
И только кофе в фарфоре отражает истинные взгляды.
Без масок. Без интриг и унесенных ветром слов о
паразитизме, ненависти и отвественности о тех,
кого ты приручил. Маленький Принц переквалифицировался...
Кофе, унесенное в фарфоре, обнажает скорбь и
неуверенность наших намерений.
Бесчувственные слова вслед - уходящему силуэту.
Ты жив, но для кого-то ты совсем уже мертвец.
И не способны твои слова и ноты раствориться
в сердце и превратить его из куска льда в воду...
Так будет всегда. Но ты - увы и ах!- герой не моего романа...
суицидального или солнечного... или в черном платье...

19:38 

Певица и композитор Kate Bush.

В последнее время я без ума от нее...

Кейт Буш родилась 30 июля 1958 года в лондонском пригороде.
К 11 годам самостоятельно научилась играть на фортепьяно, а когда ей
исполнилось 13 - начала писать песни. Небольшое наследство от тетушки
обеспечило ей материальную независимость, позволившую Кейт после того,
как она в 16 лет оставила школу, заняться музыкой.
Она начала петь с ансамблем
ее братьев в местных пабах и клубах, а перелом в жизни Кейт
наступил после того
как ее заметил гитарист Pink Floyd Дэйв Гилмор.
Давняя поклонница Дэвида Боуи и музыкального театра
Бертольда Брехта и Курта Вайля,
Кейт придает огромное значение зрелищности.
Многие ее песни - это своего рода
драматические миниатюры.
"Исполнение должно быть музыкальной поэмой в
движении, - утверждает Буш. - Все на сцене - для общения".
С этой целью в ее концертную программу, на разработку
которой потребовалось два года и еще шесть месяцев на репетиции,
были включены два танцовщика, фокусник, инструментальный
ансамбль в составе семи человек и поразительные декорации и костюмы.
Чтобы воспользоваться своими танцевальными и мимическими
способностями, Буш начала появляться на сцене с не имеющими
шнуров радиомикрофонами и наушниками.
Это представление, показанное в 1980 году в лондонском "Палладиуме",
имело не менее оглушительный успех, чем ее диски.

Находящаяся в вечном творческом поиске, Кейт подчеркивает
свою самобытность и нежелание идти на компромисс при каждом удобном
случае - но это не мешает признанию ее коллегами и мастерами жанра.
Ее приглашали к сотрудничеству Рой Харпер, Питер Гэбриэл ,
и везде она справлялась с поставленной перед ней задачей,
сохраняя свое творческое кредо.
Буш выбивается из всех мод и влияний.
Хотя ее отдающий классикой композиционный стиль возвращает нас
куда-то к середине 70х годов, поэтика текстов Буш, их наполненность
мыслями и чувствами находится скорее на много лет впереди нас.

Ссылки на мои любимые песни:

www.youtube.com/watch?v=tWdHOm256N4&feature=rel...

www.youtube.com/watch?v=_0eoAkbXH7Y&feature=rel...

www.youtube.com/watch?v=xz07Hf5htfY&feature=rel...

www.youtube.com/watch?v=pfD7FzcjVyQ


@музыка: Kate Bush

01:14 

Zakrytye Prostranstva.




Держусь, как и ты, за воздух...

01:45 

За занавесом.

Вот я здесь все о делах и о планах пишу, Вы думаете...
Между прочим, я вообще в дневниках редко пишу
о людях, которые мне дороги.
И, наверно, правильно делаю.
Ведь свое отношение надо доказывать поступками.
На самом деле, меня окружают очень хорошие люди. Я уверена,
что мне повезло (Цыц! - чтобы не спугнуть!).
Всегда есть, к кому приехать.
Всегда есть те, которые поймут и поддержат.
Мое вдохновение - только благодаря этим людям...

03:25 

Итак, итоги январьского переполоха:

1. Сессия.
Сдала.
Все нормально сдала: и на вокальном, и на композиторском.
Особой радости дурачок-Ксю не испытывает, но и глубокого сожаления
тоже.

2. Приключения на ж.
Первое января удалось на славу. Т.к. этот день практически вышибло
из моей памяти. И содержимое желудка, к сожаленью, тоже...
Короче, алко-трэш в новогодние праздники лучше не устраивать
на будущее...

3. Написанная за январь музыка.
Вторая часть квартета!...

4. Мечты.
Ах... мечты... дурная идея об имиграции в Австралию вернулась
с удвоенной силой.

5. Болезни.
Ну, классика жанра - болеть в середине/конце сессии.
И в этом я тоже преуспела...

6. Фильмы.
Вот и закончился мой любимый сериал "Дочери Маклеода"...
Ах, 2 дня подряд смотрела заключительный сезон, восьмой.
Просмотр сопровождался периодически всхлипываниями.
Не зря фаны пишут, что восьмой сезон - сплошная мелодрама....
Однако, я не разочаровалась.

7. Концерты.
Успела выступить в старом городе, исполняли старинную музыку.
Концерт был хороший, мои коллеги по ансамблю - умницы!..

8. Перспективы.
Дуо, дуо, дуо и еще раз дуо.
Кто знает, поймет.
Ну, и конечно, Poland!!!!....

9. Разочарование января.
Правительство (в который раз), я, некоторые личности, ранее
мною восхваляемые и любимые.


10. Позитив января.
Сданная сессия, друзья и близкие, и, конечно,
вчерашняя прогулка, включающая также лепку снежной бабы-необамы.

15:40 

И чем я Вам не романтик?..




smallbay.ru/romantic.html
Виртуальная галерея художников эпохи Романтизма

02:59 

«Если бы я завтра стала учителем пения…»

«Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто»
М. В. Ломоносов.


Часто от инструменталистов я слышу такие слова: «Вокалистам учиться в консерватории – проще всех. Поешь на уроке всего лишь 2 раза в неделю, выучил несколько арий и романсов за год – на этом все. Не жизнь – а сказка просто! Не то, что нам, инструменталистам: занимайся с утра до ночи…».
Я и сама долгое время считала, что вокалисту в стенах музыкального учебного заведения действительно легче, чем, скажем, студенту отделения композиции или фортепиано. Начав заниматься пением профессионально, я поняла, что данное убеждение – ошибочное. Дело в том, что инструмент певца – его тело. Пианисту или скрипачу невдомек, что вся сложность заключается в том, что во время пения механизмы, участвующие в работе, видеть невозможно. Тем более, в процессе пения задействовано множество так называемых «клавиш», функции которых необходимо точно знать, дабы не повредить столь хрупкий инструмент.
Надо помнить о большом количестве деталей, чтобы пение было как можно совершеннее. В работе вокалиста помогает лишь его интуиция и, безусловно, в начале пути играет решающую роль педагог.

Конечно, количество методов обучения постановки речевого певческого голоса к сегодняшнему дню перевалило за многие десятки. Защищены тысячи диссертаций, написаны сотни статей и книг, но петь от этого стали намного хуже, чем во времена Шаляпина. Я думаю, проблема заключается в том, что желающие заниматься вокалом запутались в таком объеме информации и ушли от своей первоначальной цели.
Если бы завтра я стала учителем пения, наверно, я взяла бы за основу несколько правил, которые сегодня использую во время пения сама, и считаю, что они не повредят начинающему вокалисту.

Исходя из личного опыта, я с уверенностью могу сказать, что психологическое состояние и вытекающие из этого последствия очень влияют на формирование вокалиста. Когда я поступила в музыкальное училище на отделение классического вокала, я сразу почувствовала особенную ауру, исходящую от людей, занимающихся пением профессионально. Ничего подобного я не чувствовала нигде раньше. Возможно, я и ошибаюсь, но именно вокалисты лучше других музыкантов разбираются в проблематике психологии, лучше чувствуют свое тело. Именно поэтому, в целом ощущая себя увереннее и комфортнее, они и отличаются от остальных музыкантов. Конечно, все это сугубо индивидуально, но, все-таки, в большинстве случаев я убеждаюсь, что это действительно так.

У вокалиста какой-то свой особенный стержень в душе. Важно, чтобы начинающий певец был открыт к самопознанию, верил в себя и чувствовал, что на многое способен. Начинать заниматься вокалом с мыслью, что ничего не получится, и певец ни на что не годен, даже опасно. Певец должен себя любить, лелеять, ведь его голос – это самый хрупкий и капризный из всех инструментов.

Далее, будучи педагогом, отметив трудности психологические, я перешла бы к трудностям физическим.
Начав сама заниматься вокалом, я поняла, что пока не научусь чувствовать свое тело свободным, гибким и отзывчивым, я никогда не смогу запеть так, насколько действительно способна. Начать заниматься спортом человеку неспортивному крайне сложно. Но, если желание петь действительно большое, то, думаю, это не проблема. К тому же, занятия спортом – верная защита против простуды, кашля и прочих неприятностей, тормозящих процесс развития вокалиста.

Говоря о пении, на первых уроках, конечно, я не пропустила бы такую важную тему, как артистизм. Известные певцы говорят, что артистический талант – это счастливый дар увлекаться и увлекать, находясь на сцене. Зажигаться самому и зажигать остальных.
В этой связи мне на ум приходит известный афоризм Пикассо: «Одни рисуют желтое пятно, а люди верят, что это солнце. Другие рисуют солнце, а люди видят лишь желтое пятно».

Своему ученику я бы рассказала один интересный случай из жизни Ф. Шаляпина. По свидетельству очевидцев на генеральной репетиции «Бориса Годунова» в Париже, когда Шаляпин в роли царя Бориса, еще без театрального костюма и грима, в ужасе произнес:
« Что это там?.. Там в углу!.. Колышется!», - присутствующие в зале испуганно поднялись со своих мест, некоторые даже взобрались на стулья, напряженно всматриваясь в тот угол, куда указывал артист.
Такова была гипнотическая мощь его Искусства, его Личности.

В многочисленных интервью великий русский бас Евгений Нестеренко подчеркивает, что пение и артистический талант предполагает чисто человеческую волю – крепкую, хорошо натренированную. Без нее и нечего делать в пении, да и в любой работе вообще. Вдобавок ко всему он прибавляет способность к труду – звучит, вроде бы, просто и обыденно, а на самом деле все это очень важно.
«Воля и трудоспособность, - говорит Нестеренко, - две стороны одного целого. Одно тут выявляет, обнаруживает себя через другое. Поэтому их разделить невозможно».
Работать, шлифовать свое техническое мастерство надо независимо ни от каких обстоятельств – внешних или внутренних.

Еще один интересный факт стоит знать начинающему вокалисту. Сергей Мигай, знаменитый в прошлом баритон, утверждал, что за всю свою долгую жизнь он только 4 раза пел абсолютно здоровым. Пусть это даже и преувеличение. Верно то, что в оптимальном состоянии, как в физическом, так и психологическом, бываешь нечасто. И ничего тут не поделаешь.

Кстати, во время урока ученику необходимо держать себя в тонусе, не опускать руки, если что-то не выходит. Быть, проще говоря, оптимистом. Учиться пению - процесс весьма длительный, нужны годы, чтобы добиться мастерства. И в случаях отчаяния необходимо вспоминать о том, как трудились выдающиеся мастера вокального искусства.
Они как раз отличаются очень высокой работоспособностью. Например, Маттиа Баттистини. Он, по свидетельству близких, занимался ежедневно, регулярно и помногу.
Даже накануне спектакля, когда по уверениям иных специалистов надо бы поберечь себя, Баттистини не снижал своей рабочей нормы. Не боялся, в частности, пропевать ту партию, которую ему предстояло исполнить вечером, от начала до конца.

Рассуждая об артистическом таланте, я еще раз хочу привести в пример Евгения Нестеренко. Во многих его высказываниях он подчеркивает тот факт, что большие музыканты трудятся обычно очень много. Не жалеют себя. А исполнители пониже рангом обычно недорабатывают. Скорее недодают в занятиях, нежели наоборот.
И прячутся при этом (Нестеренко имеет в виду вокалистов) за успокоительными разглагольствованиями об уязвимости человеческого голоса, легкой ранимости его, необходимости тщательного ухода за своим горлом.

« Обратите внимание, - пишет Нестеренко, - на парадоксальное явление. В мире сейчас как никогда много прекрасно обученных пианистов, скрипачей, виолончелистов…
Что же касается певческого искусства, то здесь картина иная. Сильных в профессиональном отношении вокалистов стало, мне кажется, даже меньше, чем было раньше. Большинство певцов выходит на сцену недостаточно подготовленными технически, они не уверены в себе, и это заметно по их исполнению. Страдает, естественно, и художественная сторона дела. О каком образе, о какой интерпретаторской концепции может думать артист, если он не знает, выйдет ли у него трудный в вокальном отношении пассаж…»

Евгений Нестеренко убежден: настоящий талант такого себе не позволит.

Рядом с артистизмом стоят, я думаю, выразительность и интонация. Я знаю, что некоторые педагоги считают правильным начинать первые полгода/год заниматься с учеником только над постановкой голоса, не обращаясь к песням, романсам или ариям. Я считаю, это в корень неправильно. Необходимо в совокупности подходить к вопросам пения. Развивать в ученике воображение, творческий подход, верные ощущения своего героя, замысел композитора, в конце концов!..
Ведь математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Искусство пения нечто большее, чем bel canto...

Индивидуально-безликий исполнитель, то есть копировщик, ремесленник, всегда стремится передать с мертвенной «точностью» форму произведения. Исполнитель-художник воплощает не только форму, но и живую динамику, наполняя его жизненным современным содержанием.

Важность последней задачи прекрасно понимал великий певец Ф. Шаляпин. Он связывал создание исполнителем реалистического образа (в том числе и исторического) со знанием жизни. Он говорил, что артист должен «в музыке, в тексте и сценической ситуации произведения найти все черты образа, а затем, используя свое знание жизни и интуицию, воплотить характер, то есть найти его реальное выражение».



Чаще всего в последнее время, если певец хоть как-то прокукарекает верхнее ДО, то это и будет ему пропуском на сцену. А что его слушать невозможно, то это никого не интересует. Важно, что все ноты взяты. Ученику необходимо улавливать разницу.

Очень хочется обратить внимание на развитие певца как личности. Я думаю, что если он равнодушен к прекрасному, если он не интересуется ничем, кроме своего ремесла – он творчески бесперспективен. Ничего путного из такого вокалиста не выйдет. Духовное обмеление – страшная вещь!

Конечно, это утверждение относится абсолютно ко всем: как к певцам, так и инструменталистам. Чтобы передавать в музыке отражение нашего мира, необходимо знать его во всем многообразии, многогранности. В независимости от инструмента черты формирования музыканта на первых порах (будь он пианист, либо певец) одинаковы. Разница лишь в том, как устроен инструмент, и какой подход здесь требуется.

Я уже писала ранее о том, что вокальных методик и учений создано великое множество. Когда-то обратившись сама к учителю пения с вопросом о том, что следует почитать перед поступлением на вокальное отделение, какую вокальную методику изучить, я очень удивилась ответу: «Не стоит читать книгу на данную тематику. Необходим индивидуальный подход к себе, своему голосу. Вокальная методика, написанная тем или иным известным певцом – это способ, который удобен конкретно ему, но этот самый способ может быть опасным для другого».

Спустя время, немного разобрав на практике, во время пения, механизмы работы того же дыхательного аппарата и резонаторов, я поняла кое-какие моменты, которые наверняка объединяют все разработанные некогда вокальные методики. Не хочу показаться максималистом, но нам раз и навсегда надо уяснить себе, что природа все создала идеально правильно. Просто нам не надо нарушать ее законы и творения. Напомню эпиграф к эссе: «Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто» - М.В. Ломоносов.
В процессе пения все должно быть естественно: никаких неудобств, никаких неприятных, болевых ощущений, зажатых, неуверенных звуков.
В процессе пения мы приходим к двум основным понятиям: голос и дыхание.

Если обратиться непосредственно к определению, что такое голос, и с какой целью
природа создала его, ответ последует простой: голос - это сигнальная информационная функция вида.

Дыхание, в свою очередь, главная функция жизнеобеспечения организма. Пять минут без дыхания и человека нет. Голос я хочу дополнить, это, прежде всего, видовая и единственная информационная функция жизнеобеспечения, выживания всего вида. В самом деле, как вид, популяция, строят стратегию выживания? В первую очередь с помощью звуковых сигналов. Борьба за продолжение рода всегда начинается со звуковых сигналов и чаще всего дело до поединков не доходит. Оповещение об опасности, начале других совместных действий тоже производится с помощью голоса. Итак голос и дыхание природа соединила вместе в одном органе, в очередной раз доказав свою мудрость. Она, по сути, дала главную подсказку: голос той же природы, что и дыхание. Все это свидетельствует об огромной важности голосовой функции, её надёжности, долговечности и зависимости от законов дыхания.

Меня в последнее время особенно интригует один факт: новорожденный младенец, не имеющий силы даже поддержать свою головку, издает такой чистый и сильный звук, что повергает в недоумение не только своих родителей, но и специалистов по вокалу. Этот факт вокальной наукой почему-то стыдливо обходится стороной. Такая же картина наблюдается и при обучении пению; особенно показательны случаи у незнающих нотной грамоты. До обучения пению - прекрасный, льющийся голос, после обучения - почти полная его потеря.
Непонимание природы образования звука кидает вокальных педагогов из стороны в сторону в поисках «золотого ключика», который видится в изобретении всё новых и новых приёмов и школ.

Нужны ли эти приемы или нет, я не могу пока сказать, но, однозначно, стоит наблюдать за звукообразованием у животных. Ведь природный звук носит протяжный, не фиксированный характер. Скажем, у коров. По возможности надо даже как-то пытаться мычать, рычать, лаять. Мне кажется, это не только раскрепощает, но и дает положительные результаты в поиске звука и дыхания.

Я не ставила перед собой задачу писать в эссе о построении горла, анатомии, возникновении звука. Бесспорно, это очень важные темы, требующие пристального внимания и серьезного подхода.
Я занимаюсь вокалом всего второй год. Но, если бы машина времени перенесла меня внезапно на десятилетие вперед, и мне пришлось бы по воле судьбы вдруг стать учителем пения, подытожив все свои знания и небольшие умения, я бы посоветовала своему ученику никогда не останавливаться на достигнутом, трудиться, не покладая рук, ходить на концерты, изучать записи великих мастеров, прислушиваться к себе, к своей интуиции, постоянно изменять то, что уже как будто вылилось в вполне художественную форму…
Конечно, своему ученику я бы рассказывала множество историй из жизни великих мастеров вокального искусства. Ведь талант – это один процент, остальные 99 – труд. У великих певцов тоже не все удавалось с первого раза, многие из них переучивались, сталкивались с огромными трудностями в достижении своей цели. И во многих интервью они об этом смело говорят.

Мир Музыки скрывает множество тайн, проникнуть в которые или даже приблизиться к пониманию их сути не поможет ни самое что ни на есть богатое воображение, ни строгий научный анализ. Быть педагогом именно в области пения, мне кажется, сложнее всего.
Перед учителем стоит ответственная задача: раскрыть творческий потенциал своего ученика-вокалиста, не загубить на первом этапе его данные, найти для него безупречную индивидуальную систему. Быть может, поэтому я часто слышу от многих певцов из музыкального училища или академии о том, что они, по возможности, будут избегать педагогическую деятельность.
В завершении хочется добавить, что самое главное в процессе пения, это вера в себя и надежда на лучшее.
Есть один античный афоризм, который можно трактовать по-разному. Но особенно интересно он звучит как призыв к певцу:
«Пока дышу, надеюсь…»

14:01 

М. Мусоргский «Песни и пляски смерти»

«Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона…»


М. Мусоргский



Я часто слышу, что художников, обращающихся к вечной теме жизни и смерти, иногда объявляют упадочными. И как раз о Мусоргском последнего периода давно повелось говорить, как об опустившимся и погибшем авторе. Тема жизни и смерти всегда привлекала человечество, так как первое, я думаю, является чудом, а второе – загадкой. Я сама пишу музыку, и с уверенностью могу сказать, что далеко не каждый композитор чувствует в себе силы и ответственность, чтобы передать в музыкальном творении свое отношение к столь сложным, философским вопросам. Каждый раз слушая «Песни и пляски Смерти», я невольно думаю о том, какой же смелостью необходимо обладать, чтобы воплотить Смерть в жизнь?!

Цикл «Песни и пляски смерти» - высшее достижение Мусоргского в области вокального «театра». Это итог многих его исканий. Странно, но в «Песнях и плясках смерти» я не нахожу роковой судьбы, религиозных символов, грозного мотива «Dies irae». Хотя другие, обычные «устрашающие» приемы – вплоть до появления призраков Смерти, таинственного лунного света – в его цикле сохраняются. А выезд на белом коне Полководца («явилась Смерть») – потрясает меня своим жутким «правдоподобием». Вместе с тем меня не покидает ощущение, что Смерть здесь поступает, можно сказать, вполне реалистично, она и действует, и разговаривает, словно в жизни, «по-человечьи». Мой любимый поэт Эдгар По писал: «В смерти жизнь…». И эта фраза, мне кажется, в чем-то переплетается с идейным замыслом «Песен и плясок Смерти».

Цикл о простых, обыкновенных людях – о матери, теряющей ребенка, об одинокой больной девушке, о пьяном мужичке, об оставшихся на поле боя раненых воинах. Когда я слушаю с упоением оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», передо мною возникает история, поворотные в ней события: смерть самодержца всея Руси, самосожжение тысяч раскольников. В вокальном цикле «Песни и пляски Смерти» я бы сказала, не события, а происшествия. Обычно о них пишут на последних страницах ежедневных газет в отделе хроники: умерла больная туберкулезом, замерз пьяный. Мусоргский в своем цикле затрагивает жизнь маленьких героев, и мне кажется, для композитора их жизнь, страдания, боль – тоже события, заслуживающие пристального и сочувственного внимания, достойные искусства!..

Я с сожалением думаю: все четыре смерти, описанные в цикле, - «неестественные», преждевременные, трагические, несправедливые. Я не могу без слез слушать «Колыбельную»: мне невыносимо горько, что смерть безжалостно забирает жизнь ни в чем неповинного младенца.

Надо отдать должное поэту А. Голенищеву-Кутузову, – он создал прекрасные стихи, нашел образы свежие, слова сильные – для всех частей цикла.

Я обратила внимание, что каждый раз, меняя свой облик, надевая новые маски, Смерть обещает людям покой и сладкий отдых. Мне безумно страшно от этой мысли, но ведь она, Смерть, фактически, «помогает» жизни – доделывает за нее то, чего та не успела сделать. Жизнь не смогла помочь матери убаюкать ребенка – смерть взяла это на себя. Больная девушка в жизни не знала счастья любви, а умирает в объятиях рыцаря. Замерзающий пьяный крестьянин в жгучий мороз ощущает тепло июльских дней. Усталые воины обретают покой в могиле.

М. Сокольский рассуждал в статье о «Песнях и плясках смерти», что в понимании Голенищева-Кутузова «смерть – автономная, потусторонняя сила. Земная жизнь лишь приготовление, прелюдия к загробному блаженству». Голенищев-Кутузов был верующим человеком, поэтому иного объяснения к столь смиренному отношению к смерти я найти не могу. У Голенищева-Кутузова Смерть добрая, безобидная…

Мусоргский, в свою очередь, протестует лишь против того, что люди умирают молодыми. Умирают от болезни, спиваются или погибают на войне. Смерть для Мусоргского - я уверена, – зло, беда, в каком бы облике она не являлась. Чтобы «помочь» жертвам, незаметно для них вытолкнуть их из жизни, Смерть прибегает к обману. К обману слабых, сирых…

Это – ложь во спасение. Для Мусоргского в данном случае – доброта смерти фальшивая. Обман!

Реальность и сон, в которых поочередно происходит действие, а так же человек и Смерть обрисованы в музыке Мусоргского одним и тем же методом. Он напоминает мне строки из стихотворения Эдгара По «Сновиденье в сновиденье»:


Все, что несут нам сон и бденье,

Лишь сновиденье в сновиденье…

Да, ты не зря твердила мне,

Что жизнь моя течет во сне…


Вторая действительность существует на тех же равных правах, как и первая. Поэтому я уверена, что герои Мусоргского не жертвы смерти, а жертвы жизни.

Мне кажется, музыка словно добивается осуществления их мечтаний, исполнения желаний. Меня не покидает ощущение, что и девушка из «Серенады», и мужичок из «Трепака» в последние минуты обретают то, чего недодала им жизнь, чего они были лишены того, на что каждый из них имел право. Девушка всю свою короткую жизнь мечтала найти жениха. Но разве это не было естественным желанием? Мужичок запил не потому ли, что всю жизнь его томили горе и лишения? Как же мне больно осознавать, как могли бы быть счастливы эти люди, как мало им надо нужно было для счастья!

Кто виновен в этих несостоявшихся судьбах, в непрожитой жизни героев цикла? Мне кажется, ответа у Мусоргского не найти. Однако самый вопрос этот, невольно возникающий, звучит как обвинительный акт в адрес вершителей судеб маленьких, незащищенных людей. Таков моральный итог, к которому приводит меня композитор.

13:58 

О разном.

Я написала первую часть струнного квартета. Только
вот такое чувство, что мое тело в этом не принимало никакого
участия.

Вот случай в жизни великого композитора.
Стравинский писал концерт для скрипки. Уходил
куда-то из помещения, в котором работал и случайно забыл только что
сочиненную партитуру. В итоге он на следующий день просто-напросто
уже не помнил музыку, которую сочинял буквально сутки назад.
Одну часть концерта в итоге он писал дважды. По его утверждению,
если бы ему попалась первая партитура той самой части в руки,
она была бы совершенно не похожа на вторую, после нее сочиненную....

22:02 

Характеристика от Яны. Однако, глубоко капнула, в истоки,
так сказать...


Движение,переполох, активность.
Вообще-то, по своей природе я непоседа. В школе мне всегда
было трудно усидеть на одном уроке, особенно в музыкальной
школе, где за пару раз проигрывания я могла написать диктант
или последовательность, а за 2 часа хора успевала выучить все
партии, при этом развеселить всех и оказаться при этом за дверью
за плохое поведение....
Наверно, черты холерика с примесью сангвиника выражаются теперь
и в разного рода деятельности, будь это сочинение музыки или
разучивание очередного романса или арии...

Шопен, ноты, скрипичные и басовые ключи.

С 6 лет я занимаюсь музыкой. Все началось с того, что меня невозможно
было оторвать от фортепиано, поэтому решили мой повышенный интерес
направить в нужное русло и отдать в музыкальную школу, которую я
благополучно закончила в 2003 году и затем поступила в муз. училище, ну
теперь, собственно, учусь в муз. академии. Почему Шопен? Я даже не знаю.
Наверно, в душе я романтик, хотя и не часто это признаю. Ну, а ноты со
скрипичными и басовыми ключами всегда будоражили мое воображение еще
в детстве. В первом классе муз. школы мне настолько понравились "звездочки"
под нотами, что педагог решила-таки дать мне пьесу с использованием педали.
Обычно это уровень уже второго класса. Во всяком случае, в мое время было так.

СейлорМун

И снова привет из детства. Добрый такой, веселый, с двумя желтыми косами и
практически всегда кавайной физиономией. Я не поклонница анимэ, большинство
мультфильмов мэйд фром "Джапаниз" я нахожу довольно затянутыми, злыми и
несвойственными своему мировоззрению. Я бы сказала, противоположными.
Сейлормун - это исключение из правил. Мультфильм, некоторые серии которого
до сих пор вызывают добрые слезы.

Титаник

С песни Силин Дион, прозвучавшей в фильме "Титаник", началась моя история
о множестве групп, в которых я пела, играла, писала, и несомненно, была вдохновителем.
Благодаря этой песне я создала в детстве свою первую группу, где с удовольствием
подбирала известные мелодии и сочиняла к ним тексты на русском языке.
Ну, а что вышло со временем из всего этого, вы, наверно, уже догадались, коли
знаете немного о моей деятельности.

Море, лето, тепло.

Наверно, лучше бы я была русалкой, которая плавает в волнах и бесконечно поет
свои песни. Лето, море, тепло... Может, это и довольно банально, но ничего меня не волнует и не вздохновляет больше, чем вид моря, будь это зимой или летом...

12:41 

Осторожно: сугробы...

Да, Эстония оказалась неготовой к обильному снегопаду и метели....
Вчера, заранее купив билет в Таллинн, я простояла на остановке в ожидании
автобуса Нарва-Таллинн целый час. При этом на улице было довольно холодно...
Замерзла как суслик, аж зубы стучали... И это только-только после болезни...
Ехали в столицу аж 4 часа (хотя знаю, что это мне еще повезло: некоторые, кто
выехал пораньше, ехали 6 часов подряд), каждые 5-6 км аварии, брошенные машины,
перевернутые фуры, упавшие дорожные знаки и деревья...
Приехали в Таллинн около 11 вечера, в городе во многих местах нет электричества,
машины брошены даже на светафорах, наш автобус чуть не утонул в сугробе,
на дорогах пробки, завалы. Это просто кошмар какой-то...
Каким-то чудом наш автобус доехал до вокзала, хотя на его территорию так и не
попал, там был снежный завал.
В общежитие я шла пешком, хорошо, хоть, живу в центре....
Сегодняшняя лекция, ради которой я вчера отправилась в Таллинн, была
отменена в связи с аварией в здании...
Вообщем, не повезло мне...


[Послесловие.]
А через неделю я ушла на больничный...

02:23 

Это все можно упустить из виду...



Листая страницы заброшенных дневников,
я поняла, как сильно за какие-то 4-5 лет я
разочаровалась в жизни...
Самое страшное, что я до сих пор живу в каком-то
собственном мире, лучше сказать, в своей скорлупе,
из которой мне с каждым годом все труднее выбраться...
И это я ощущаю, каждый раз приезжая в родной город,
где время не торопится подарить энергию и активность
его печальным жителям...
Этот город словно затягивает своих обитателей в сети
пассивного отдыха и пассивного труда, где все слагается
лишь к функциям и отсутствию этих самых функций.
Порой мне даже кажется, что я требую от себя слишком
многого, и этому есть вполне разумные объяснения.
Но, все-таки... Так хочется пробовать и пробовать, а, вдруг,
получится?..
Я словно весы, на одной чаше которых - реальность,
а на другой чаше - волшебный мир грез...
Я бежала от своей романтической души долгие годы,
а, может, именно поэтому сейчас я не чувствую никакого
интереса, чтобы подняться и написать хоть один-единственный
такт музыки?..
Может, мне пора вернуться к своим истокам?...
Может, хватит ждать, когда вырастут длинные волосы цвета льна,
как у той девушки из пьесы Дебюсси?..
И, может, хватит мечтать, что именно этот факт как-то повлияет на
то, что я перестану бояться выходить на сцену, ведь длинные
волосы будут прятать мои плечи...

Нотная тетрадь

главная